хорошие статьи писали раньше ОМ - 2001
GORILLAZ: ГОРИЛКИ ДЕЛАЮТ АНГЛИЮ.
by Дмитрий Вебер
Все уже знают, что Gorillaz - сольный проект Дэймона Албарна. При ближайшем рассмотрении выясняется: под прикрытием доброго имени лидера Blur совершена хулиганская акция по завоеванию мирового аудиорынка.
Бесспорно, в поисках своего "я" солист Blur далеко обошел участников всех прочих брит-поповских групп, начинавших одновременно с ним в начале 90-х. Последние годы его можно было увидеть в самых разнообразных проектах: он ремикшировал сингл Massive Attack "Angel", записал песню с Майклом Найманом, будет петь он и на новом диске Massive Attack... Два последних альбома Blur тоже носили отчетливо экспериментальный характер - такую любовь к трансформация в наше время демонстрируют очень и очень немногие. Хотя трудно не заметить, что последние экзерсисы Blur слишком перегружены звуковыми заморочками - взять хотя бы недавний сингл "Music Is Му Radar". Потом, личные кризисы Албарна сделали его музыку депрессивной и не слишком мелодичной, хотя с самого первого альбома "Leisure" очевидно, что его призвание - оптимистичные и беззаботные поп-мелодии. Тут он сразу давал конкурентам сто очков вперед.
В новом тысячелетии хорошее расположение духа снова вернулось к Дэймону. Не спеша расходовать его на альбомы Blur, он распорядился им другим образом. Первая веселая песня Албарна после расставания с Джастин Фришман - сингл проекта Gorillaz, "Clint Eastwood". Бесспорно, это одна из лучших танцевальных инди-записей, появившихся за последние лет пять. Со вкусом сделанный энергичный и дурманный хит, излучающий невинное жизнелюбие. После того, как сингл отправился прямехонько в Тор 5, общим мнением стало, что полномасштабный альбом "Горилл" - попросту сольник Албарна.
Однако стоит прислушаться к собственным словам Дэймона: "Мой друг Дэн делает сейчас очень интересный проект. Я тоже немного ему помогаю", - говорил он в интервью NME незадолго до выхода первого сингла. "Теперь я намерен вернуться к более для себя традиционному звуку", - сказал он чуть позже выхода альбома.
Не стоит упускать из вида и то, что интервью от имени Gorillaz дают совсем другие люди. Дэн "Automator" Накамура так и говорит: "Это моя группа". Албарн прячется за псевдонимом 2D -очевидный стеб над 3D из Massive Attack. Звук альбома пронзительно напоминает белый фанк, изобретенный Talking Heads и развитый Happy Mondays. Не потому ли, что в составе "Горилл" - Тина Веймаут и Крис Франц, бывшие участники Talking Heads и продюсеры Happy Mondays? Другая составляющая, даб и хип-хоп, маскирующийся под слащавый поп, - это японские дела, и не зря в составе группы Михо Хатори из Cibo Matto. Если же присмотреться к происходящему на концертах и в клипах Gorillaz, по беспрецедентному для английской поп-музыки количеству стеба станет очевидно, что массовый зритель подвергнулся совершенно великолепному издевательству.
Сложный и новаторский альбом Automator'а “Handsome Boy Modeling School" вряд ли заинтересует поклонников Gorillaz. Диски Cibo Matto расходятся смехотворными тиражами. Коллекционеры синглов Blur не слышали Talking Heads. И в этом смысле Gorillaz - действительно альбом Албарна. Вся история здорово напоминает фильм "Безумный Сесил Б.". В частности, команда, "похитившая" звезду для своих целей, выглядит примерно так же - наркоманы, маргиналы, даже сатанист присутствует (так себя позиционирует в интервью Дэн Накамура). Выставив вперед доброе имя своего друга Албарна, целая куча андеграундных весельчаков из Восточного Лондона заработала приличные деньги и повеселилась при этом на всю катушку. Ведь так не бывает, чтобы мейстримовая звезда записала хороший инди-альбом, хотя многие пытались это сделать. А вот для годами сидящего в андеграунде гения мейнстримовый хит написать - раз плюнуть, это убедительно доказывают примеры Ника Кейва, R.E.M. или той же Бьорк.
Все еще сомневающиеся в сугубо постмодернистском характере этой затеи отсылаются на концерт Gorillaz. Они играют за белым полотнищем, на которое проецируются попеременно тени музыкантов либо без преувеличения изумительные мультипликационные клипы. Их ведь снимал не кто-то, а создатель культового панк-мультфильма “Tank Girl" Джеми Хьюлетт (его можно считать равноправным участником проекта). Так вот, музыканты ни разу из-за полотнища не выходят, даже когда играют на бис. Фокус, конечно, не нов - так делали еще великие The Residents, но тем не менее Gorillaz определенно самый лучший поп-проект на сером горизонте 2001 года. И нет разницы, просто ли ты танцуешь под Gorillaz, либо еще и в кулак прыскаешь - удовольствие получили все. Включая Албарна.